Выпускник Геофизического Факультета Ленинградского Горного Института (ГФФ-69)
Господь, а ты неправ
Судьбу мне подсылая
Предел увижу сам
Его отодвигая
intellectus et ferro
Всем, кто стоял за штативом, наблюдал в микроскоп и другие приборы. Моя фотография здесь для того, чтобы вы убедились, что я именно тот, кого вы знаете. Коллеги, в кабинет 515 больше не заходите! Я уволился стараниями Шиманского и Коли Маца. Моё специальное приглашение подполковнику Горбачёву и топографу Юрию Морозову. Рад видеть здесь последнего прапорщика СССР Александра Михайлова! Буду рад видеть здесь людей других профессий и другой судьбы.
Мой самый достойный текст - короткая биографическая справка в ГЕОЛОГИЧЕСКОМ МАРТИРОЛОГЕ. Он не может быть редактирован и подвергнут рецензии. Остальное - технические отчёты и записи на листах полевого журнала. Таков жанр. Он тоже имеет свои законы. Журнал стар, повидал много и не всё там читается. Начатый однажды, он утратил своё исходное назначение и стал жить своей жизнью. Это специальная литература и поэтому АВТОР имеет бесспорное преимущество перед профессиональными писателями.
Поэзия - это наука.
Инструмент для точного выражения мысли
Минимальным числом символов
В тех случаях когда в прозе это невозможно достичь.
Были времена когда стихами писались научные трактаты.
Искусство это теперь забыто.
Проза:
[Личная страничка на proza.ru]Стихи:
[Личная страничка на stihi.ru]За мать нашу, геологию!
ВСЕМ
Кто стоял за штативом
Выполнял маршруты
Работал под землёй
Зависал в небе
Глядел в микроскоп и другие приборы
Падал и поднимался снова
Для кого дневная поверхность является рабочим столом.
Кто бродит по свету – вступает в союз с счастьем, ему принадлежит мир и жнет он не сея, ибо это и есть его поле надежды. Для тех, кто работает в поле, природа становится объектом изучения. Научно-романтическая деятельность… И каждый по-левик надеется на исполнение неких значимых для коллектива событий, ибо надежда не оставляет только того, кто следует ей до конца. Уверенность эта проистекает обычно из двух причин: день эвакуации объявлен заранее – это последний день квартала, когда действуют условия договора, и, что гораздо существеннее – экипаж вертолета, знает о заранее приготовленной для них премиальной бочке с бензином. Поэтому никакие причины – ураганы, бури или смерчи не могут сокрушить надеж-ду полевика на своевременную эвакуацию. Экипаж вертолета знает, что отменить заранее объявленную эвакуацию невозможно, как невозможно отменить объявленную мобилизацию армии. Здесь нельзя сослаться на отсутствие звонка по телефону космической связи. Уговор – дороже всего. Экипаж знает, что лагерь сворачивают в назначенное время и люди остаются на совершенно открытой местности в постоянной готовности принять борт. Именно в этот промежуток времени работники поля наименее защищены от неблагоприятных факторов природы. Если экипаж вертолета – ваш, его будут ждать до темноты.
Вчера была неважная погода здесь и совсем никудышная наверху.
Я не помню случая, чтобы особенности погоды были основанием для отказа от совершения работы. Такого просто быть не может, если ты находишься в приличном коллективе. С неприличным коллективом общаться не стоит и, знающие меня, поймут. Иначе как же можно ходить в одиночные маршруты, попирая основные положения инструкции по ТБ, написанной не чернилами – кровью неосмотрительных неудачников. Но еще опасней и хуже, если рядом с тобой окажется человек из коллектива, которого ты не можешь обозначить приличным.
Право на одиночные маршруты признано, ибо странная болезнь, называемая ранней молодостью уже прошла. По этой причине пора вроде бы идти на списание и утилизацию, но нам из этого набора выпадают полевые испытания. Это означает то, что вы не утонете там, где другие захотят это сделать, вас посчитает за лучшее обойти медведица с медвежатами и за приближение вашего возвращения нужно выпить рюмочку. Вы знаете, что это уже сделано и все кто находятся в лагере, нацелились в тот сектор, откуда вы появитесь. Этот момент чрезвычайно важен, ибо желательно не показывать, что вы в последней степени издыхания. Все и так это знают и показуха здесь ни к чему. Итак, лодка уже на середине реки и вам следует достойно приблизиться и туда ввалиться. К рюмочке вас доставят вместе с рюкзаком.
В зимнем варианте, пока вы еще стоите на лыжах, полезно прокаркать известные строчки “А все-таки жаль, что кончилось лето, кончилось лето….”
Если мороз достаточно сильный и вы замечаете ,что старшие товарищи уклоняются от скромного бутерброда с салом,то у вас должно быть понятие, что это не от того, что им есть не хочется, а просто они опасаются что в нем останутся зубы. Впрочем, это – не старость, старость – это когда зубы из портрета на стене вываливаются…и гробовая доска прогибается, у кого портрета не сохранилось. Команде петь, веселиться и зубы укреплять!
Болезнь - то прошла, да бывают, знаете ли, рецидивы. Ибо для тех, кому удается вернуться туда, где он уже был однажды счастлив - время останавливается, он ценит музыку скрипа шагов на морозе, ему хочется петь и воздвигать стихи, его любят юные девы и уважают их родители, к его палатке прислонен воздушный винт и это странное сочетание никого не удивляет. Утром его разбудит знакомая птица, сообщая о рождении нового дня. Жизнь удалась и будет продолжена при любых обстоятельствах.
Со всем этим приходит осознание того, что ОПЫТ НИКОГДА НЕ УСТУПИТ МЕСТА МОЛОДОСТИ.
Иногда вне работы снится сон, состоящий из продолжительного мигания надписи красными буквами: [ЭКИПАЖУ ПОКИНУТЬ БОРТ!]. Не позволяя себе расслабляться, раздумываю каким шрифтом она написана. Надпись перестает мигать, а потом и вовсе гаснет. Очевидно, это что - то из детства, ночные страхи догоняют, когда страдал погружением в лунатизм. Да это – что, можно ведь и с комарами договориться чтоб не кусали…. Впрочем, однажды и в поле сон посетил, странный такой – внутренний голос кричал “ОСМОТРЕТЬСЯ В ОТСЕКЕ!”. Оказалось – просто перевернулся в спальном мешке – поменял ноги с головой и не мог выход найти… Бывает же такое! А вот случай был: однажды - в ожидании груза к нам КОЛЛЕКТИВНЫЙ КОНЬ БЕЛЫЙ прискакал – вот хохот-то был! Да уж не будем о грустном!
Сначала нужно пересечь реку, достаточно глубокую и быструю, чтобы переходить ее вброд, каждый раз ощупывая камни. Это древняя каменная река с шириной долины в километр-полтора, среди которой бежит вода. Мы знаем, где в каком месте какого размера хариус. Один заброс – один хариус! Мы её пересекаем на шестиколесном вездеходе канадской конструкции, достоинством которого является то, что он может развернуться на месте, плавает и позволяет подниматься по склону, если вы не боитесь опрокинуться спиной. Неустранимым недостатком его является то, что после нескольких дней езды ваша задница (musculus gluteus) в лучшем случае превращается в один сплошной синяк. Но не будем о грустном! Впереди предстоит романтическое путешествие в один конец часов на 6.
Не следует начинать дела, исход которого не в ваших руках. Отсутствие привода от ваших рук к успеху предприятия означает всего лишь то, что вы не готовы к нему.
Наличие НЕПРЕДВИДЕННЫХ обстоятельств свидетельствует о том, что вы плохо спланировали развитие событий и потому они появились.
Нередко, странствуя по свету, оказываешься там, где тебе хочется сознаться, что именно здесь остался бы навсегда. Но служебные обязанности влекут тебя дальше, ты продолжаешь свой путь и видишь миры, еще более прекрасные. Тебе открывается музыка и посещает поэзия. Ты приходишь к мысли, что паспорт тебе уже заменит твоя песня. Ты больше никогда сюда не попадешь. Вернуться сюда можно только в памяти своей.
Ну конечно - романтическое путешествие состоится! Оно также неотвратимоm как и восход солнца. И, как всегда, в нем будут плановое наступление и героический обход. Чаще всего оно осуществляется в одиночку. У тебя всегда есть над чем подумать и никто тебя не торопит. Ты уверен, что нет такой ситуации, с которой нельзя справиться и нет такого зверя, какой не захочет уклониться от встречи с тобой. Ты сам себе начальник. Когда такие люди собираются за общим столом, достаточно одного неосторожного слова, исправить которое почти невозможно. Бывает и так, что соблюдая инструкцию, судьба посылает тебе напарника. В короткий час отдыха с таким можно обсудить те вопросы, которые в другой жизни тебе в голову не приходят.
Сегодня нам предстоит очередное путешествие по Таймыру на колесном вездеходе канадского производства. Туда и обратно дорога займет часов восемнадцать. К ночи подмораживает и погода неустойчивая. Нужно пройти мимо останца, напоминающего развалины замка, обойти пропасть, наполовину заполненную нетающим фирном, преодолеть несколько рек и взобраться на вулканическое плато. Его плоские вершины закрыты свинцовыми тучами и мы знаем что там уже снег. Но сначала надо взобраться на первую террасу по очень крутому подъёму. А потом будет огромный курумник и на седло выходить придется пешком. В болотных сапогах это тяжело.
Холодно. Сейчас станет нестерпимо жарко и будешь считать каждвй шаг. Проходим сказочный сад хрустальных растений. Мы входим в зиму и на фоне этого белого безмолвия видим медведя. Вспоминаю, что медведи близоруки и неподвихные предметы видят плохо. Еще случай с нашим сотрудником, который прикинулся столбом и медведица пронеслась мимо него. Еще случай, когда разъяренный медведь атаковал гусеничный вездеход в Соянском заповеднике. Эпизод с нашими, уже здесь, когда огромная медведица с тремя медвежатами, испугавшись от неожиданности, понеслась вверх по склону. И никакие валуны её не остановили. Только седая шкура на спине ходуном ходила.
Нашего медведя гонит холод, и он решает, какой дорогой идти. Хорошо, что ветер от него. И, может, он уже успел покушать и не будет очень уж злым. Я подавляю страх, стараясь достойно выглядеть перед коллегой. Это ведь он первый заметил медведя. Говорил же глазник Федоров - ВСЕ ВИДЕТЬ СОВСЕМ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО! Оружия у нас нет. Мы стоим молча и выжидаем, потому что нам нужно пройти мимо того места, где сейчас стоит медведь. Наконец, он принял решение , и какое-то время мы идем за ним. Позже выяснилось, что он нас всё-таки заметил и остатки сезона мы провели под его демонстративным наблюдением.
Стемнело. Нужно еще найти оставленный вездеход. Тяжесть рюкзака стабилизирует походку. Особенно, когда идешь по курумнику. Внизу сплошной туман и мы движемся по приборам. Есть очень опасные спуски. Меня не покидает эта мысль. Что я должен делать, если я решу что мы переворачиваемся. Если сам не сидишь за рычагами, то машину не чувствуешь. Покинув борт, я не только выражу недоверие водителю, но и нарушу рановесие. Чтобы обозначить свое состояние, говорю "Приятно все-таки вот так ночью в тумане двигаться через эти заросли на склоне". Оказалось, что эта фраза забыта не будет.
Выходим на финишную кривую. В этом месте туман рассеялся и я знаю. что нас уже видят наши товарищи. Второй час ночи, но ужинать они не садятся. Нам еще не меньше часа ходу.
Ну, вот и спуск. Точно встали на след. Вошли в спуск. Подморозило, и поэтому камни не держат.
Вылетаю вперед. Моя рука оперлась на камень. Это единственное, что я могу сделать, не нарушая равновесия. Вездеход стоит вертикально. Сейчас он опрокинется и сначала мне сломает руку, затем позвоночник. Потом Саше расколет череп, потому что и он рычаги не бросит.
-"Саныч ты живой?"
-"Жив ещё!"
-"Мы больше не будем так ездить...."
-"В этом сезоне или вообще?"
Вечером был дурная погода.
Облако неожиданно опустилось на землю и приняло вид далекой горной цепи. Последние лучи солнца освещали его в виде стены на горизонте. Местность приобрела марсианский вид и мы все им наслаждались. Сезон закончен, и мы больше никогда сюда не вернемся. Отступать некуда - срок договора с летчиками истек. Требовалось подтверждение заказа, но мы не могли его сделать, ибо удачное расположение спутников достигалось в короткий момент, когда в их конторе никого уже не было. Мы не знали тогда еще, что в целях экономии их начальство эту связь ликвидировало, переведя все контакты на личные телефоны пилотов. Но мы и так не могли связаться. Деньги на телефоне космической связи подошли к концу. И еще одна напасть - японская электростанция , благодаря нашему бензину стала барахлить и это грозило лишиться возможности заряжать какие-либо источники питания. И это лишало нас связи. Однако - уговор есть уговор - хотя и устный. Летчики знают, что у нас кончились продукты. Утром казалось, что мы находимся внутри морского легкого - такова была сырость и непроницаемый туман. Мы назначили погоду лётной. Стали сворачивать лагерь и таскать шмотки. И остались без крыши над головой. Японская электростанция отказала. Проблему денег на счете решили, вставив в телефон космической связи обычную SIM- карту. У кого-то ведь догадаются положить деньги на телефон. Томительное ожидание побуждает к конструктивным деяниям. Народ занялся реанимацией электростанции и поиском грибов. Решили доесть остатки продуктов, чтобы не было так грустно. Связи не было. Это обычная ситуация, позволяющая убедиться в том, что терпение и есть высшая добродетель мужчин. Начавшийся дождь заставил в чистом поле на ветру ставить большую ирландскую палатку. На ней и надпись была - Spirit of Ireland. Спору нет - она красива, легка и удобна, когда стоит в демонстрационном зале. Но ставить ее неприятно. А на морозе так вообще не хотелось бы. Шел уже пятый час вечера и это обязывало остаться здесь еще на неизвестное время.
В это томительное время ожидания полезно что-нибудь сделать, чем мы сейчас и займемся.
Глупо везти на базу остатки картошки. Давайте ее пожарим. К вашим услугам необозримая поляна перед площадкой, которую вы обозначили для экипажа в качестве посадочной. В этой ситуации я предпочитаю пользоваться паяльной лампой как наиболее безопасным средством. В один из сезонов бензин, закупленный нами и привезенный в бочках неизвестно из - под чего через 2 месяца состарился, расслоился и потерял те качества, за которые его ценят. В описываемом случае заморочки с топливом обернулись тем, что все нагревательные аппараты уже давно вышли из строя, в двигателях на поршнях залегли кольца, на одном оборвало шатун и т.д.. С грехом пополам еще функционировала паяльная лампа, почему я и остался так нежно привязан к этому нагревательному устройству. Надо сказать, что тундра – это не тайга, где в избытке на каждом шагу топливо. Итак – нам нужно приготовить рабочее место.
Для этого выкапывается аккуратная яма, куда будет помещена паяльная лампа. Далее необходимо раздобыть лист железа, на который вы поставите сковородку. Еще лучше для этого подходит старая лопата с сохранившимся гнездом под черенок. Это обстоятельство наилучшим образом позволит направить струю пламени для разогрева сковороды. Сковорода должна быть чугунной, идеально гладкой и чистой не только внутри, но и снаружи, поскольку картошка при жарке принимает запахи, исходящие от всего сооружения. Ни в коем случае нельзя использовать дюралевую посуду и ложки-вилки потому, что после их использования концентрация алюминия в крови увеличивается в несколько сот раз. Алюминий из сосудов не выводится и впоследствии и в виде нерастворимых соединений откладывается на стенках сосудов. По той же причине я имею стойкое предубеждение по поводу посуды с тефлоновым покрытием. Посуда с эмалевым покрытием не держит необходимую температуру. Сковорода должна быть прокалена и протерта подсолнечным маслом в горячем состоянии подобно тому ,как в Средней Азии готовят казан для приготовления плова. Масло подсолнечное должно быть нерафинированным. Я предпочитаю масло Краснодарского и Ставропольского краев. И хотя в нашей компании бытует мнение, что сковороду вовсе не надо мыть, я на этот счет придерживаюсь другого. Многократно разогреваемый жир вреден. Приготовив рабочее место и сковороду, вы можете сказать себе, что правильно начатое дело сделано уже наполовину. В томительном ожидании борта, когда все необходимые дела переделаны, вы можете приступить к более приятной работе, ибо она сокращает время и удлиняет жизнь. Вам нельзя ударить лицом в грязь ,потому что ваши товарищи уже хотят есть, а вы хотите доставить им приятное удовольствие завершающим аккордом полевого сезона. С иным настроением в поле лучше вообще не выезжать.
Чистить картошку удобней всего небольшим тонким ножиком с той тщательностью, при которой вас в детстве мама не ругала. Срезаемая часть должна быть минимально тонкой не потому что вы скряга, а потому что это показывает ваше отношение к жизни вообще. Я не говорю уже о качестве обработки глазков. Поскольку приходится общаться с людьми, знающими толк в химической посуде, подготовка продукта должна быть идеальной.
После промывки почищенного его следует подсушить. Это можно сделать, разложив картошку на чистой льняной тряпочке или бумажном полотенце. В данном случае у нас такой возможности нет. Нагреваем сковородку до разумной температуры, льем подсолнечное масло и посыпаем солью среднего помола – при этом масло не будет гореть. Раньше, когда сливочное масло было действительно маслом, а не состояло на большую часть из воды, того и другого я использовал поровну. Теперь приходится использовать лишь подсолнечное, поскольку нетрудно узнать, из чего оно сделано. Картошку следует нарезать тонкими кружками или их частями, но никак не “соломкой”. Почему это условие для меня не могут выполнить в ресторане – не знаю. Одно скажу – в ресторане вам не смогут приготовить прилично пожаренную картошку. Чаще всего она там сырая. В нашем случае картошка нарезается прямо на сковороду в разогретое масло. При этом раздаются характерные звуки, связанные с отделением воды. Если сковородка слабо разогрета – есть опасность что картошка быстрее сварится, чем зажарится. При интенсивном разогреве – как в нашем случае есть опасность ,что капли масла, отходящие вместе с выделяемой водой могут загореться. Ничего страшного в этом нет - нужно вовремя снять сковородку. По мере того как в сковороде прибавляется будущего продукта, нужно увеличить огонь, перидически переворачивая содержимое и делая характерные движения самой сковородой и наклоняя ее. Поэтому предпочтительней иметь сковороду с ручкой. Переворачивать содержимое следует широким ножом или ложкой, добиваясь равномерной обработки содержимого и количества поджарок .
Сели за стол: "Нууу - нервных просят не смотреть!" - были предъявлены две сковородки максимального размера с жареной картошкой. Открыли последнюю бутылку водки. Берегли ее на встречу с коллегами. Но наша ситуация обязывала! Это предусмотрено специальной инструкцией ускорения событий.
Проектный объем ускорителя утверждается на специальном совещании перед выездом. При этом производятся его пробное испытание и оценка неизбежных последствий разрушения при ускорении. Бывали случаи, когда окончательный объем урезался в два раза. На базе снабжения мучительно ждут конца испытаний. Получение ускорителя ящиками вызывает неподдельное уважение случайных свидетелей. Иногда ускоритель производится на своей базе с достижением невероятно высокой степени очистки для проверки возможностей оборудования. Тогда встает проблема его транспортировки. Испытания показали, что бензобак японского лодочного мотора не годится из-за растворения уплотнительных прокладок. Таможенники обнаружили течь и слили продукт. Разумеется, в специально приготовленные емкости. Это едва не привело к краху. Потребляемый продукт обеспечивает еще одну важнейшую функцию - он помогает перейти из состояния ,где ты в отдельности в состояние, где ты в коллективе и наоборот. Поэтому подбор коллектива - особенно временного - чрезвычайно важная процедура.
Продукт должен потребляться в той крепости, которая обеспечивает эффект разогрева - внутреннего и наружного. Та норма, которую рекомендовал Дмитрий Иванович, для нас не годится. Классик тестировал продукт на столичных биндюжниках, которые никогда не доходили до нашего состояния усталости и хронического охлаждения. Когда ты приходишь с маршрута в насквозь промокшую палатку и вся одежда на тебе, включая и спальный мешок, мокрая - тебе нечем согреться, кроме как опрокинув уверенный объем спирта. При этом дрожь, которую так и не удается унять, проходит сама собой, а ночью тебя не будут ломать судороги. Бывает, что судороги схватывают обе группы мышц и выйти из этого состояния крайне мучительно. Все понимают, что так работать нельзя, но иначе не уложиться в загрузку, сроки и возможности. Опять же одиночные маршруты... Работать по-новому стало значительно тяжелей. Такова специфика работы геохимика в полярной тундре. По сравнению с ней тайга кажется раем благополучия, где всегда можно обогреться и удобно разместить палатку. В тундре любая палка и кусок доски приобретают употребительную ценность. Но самое главное неудобство - невозможность как следует обсушиться. Лежа в современной одноместной палатке, все что ты выдохнул за ночь густо покрывает то, что называется потолком. Ноги нестерпимо ломит от холода и ты не можешь их подтянуть ближе потому что, возникают судороги. В этой ситуации достаточно эффективен финалгон. Если ты кому-то даришь шерстяные носки - это не будет забыто никогда. Выходя по известным причинам ночью по нескольку раз, возвращаешься обратно в то холодное, что служит тебе постелью. Вечером прикидываешь, сколько тебе выпить чая чтобы хоть как-то выспаться. Говорят - геологи западной Европы уже не знают что такое палатка. А мы их уже не производим.
Мы не производим.... удобных палаток из брезента и спецодежду,
рабочие рукавицы у нас шьют на узкоруких и короткопалых уродов и эти изделия тюремного производства после первого намокания садятся и сдирают вам кожу на морозе и вызывают кровоточашие трещины. Наша одежда не имеет сигнальной функции - наоборот в ней удобно маскироваться как будто мы до сих пор находимся в состоянии партизанской войны. Ушли в прошлое двойные кирзовые сапоги с тройной прошивкой и литым каблуком ,в котором пятка не проваливается внутрь. Внутри нынче применяется по большей части картон и после однократного использования он вспухает и натирает ступню. Современный противоэнцефалитный костюм является таковым только по названию. Охотничьи лыжи, входящие в первую сотню "лучших товаров России" вместе с креплениями, специально делаются так чтобы у вас был шанс навсегда остаться в снегу. Все эти вопросы приходится решать индивидуально, потому что у каждого полевика свой выбор одежды, обуви и стиля передвижения. Будешь ли ты летать над тундрой налегке чтобы, придя на базу, войти в состояние дрожи как осиновый листок на ветру или надеть на себя все что у тебя есть чтобы медленно двигаться в мокром снаружи и изнутри но все-таки в относительно теплом, теряя при зтом остатки сил - решает каждый. Работа геохимика тяжелее, чем у геолога, посколку предполагает взятие проб из представительного горизонта в проектных количествах пока можешь переносить. Ходьба по осенней тундре напоминает передвижение по пуховой перине на панцырной сетке. Очень скоро это выматывает силы. Скорость хода - 2 километра в час. Считать приходится каждую сотню метров. Всех вездеходом не обеспечишь.
Наступило тягостное молчание. Предстояло провозгласить тост, соответствующий обстановке. Хороший тост создает впечатление. Выпивка - ощущение. Поэтому тост важнее выпивки. Выбран редактированый текст норвежского тоста 12 века. Зазвонил телефон –
"Принимайте, командир...."
и сразу - звук мотора.
" - Борт наблюдаю! ".
Ну вот.... а мы только..... Ускоритель подействовал!
На улице уже почти ночная мгла. Вспомнился случай, когда летчики, выполняя съемочные работы, решили прихватить своих жен для сбора ягод и..... забыли отметить место их высадки! Нашли их уже в темноте, когда проснулся оператор и вспомнил. Неизвестно какие там были объяснения. Все это в условиях ограниченного запаса горючего.
Поведение экипажа в момент встречи очень важно.
Особенности почвы в месте посадки определяются визуально по множеству признаков. Для уточнения из зависшей машины выскакивает техник с металлическим прутом, который определяет свойства грунта. При посадке на болото шасси может уйти полностью. Тогда трудно взлететь. У каждого экипажа свой почерк взлета, полета и посадки. И каждый экипаж выбирает свое место. От этого зависит, сколько и нам напрягаться. Лучший вариант когда, заглушив двигатель, кто-либо из них кричит: "Ну что, тунеядцы-алкоголики, соскучились?" Это нормальный вариант. Экипах знает, что мы уже несколько месяцев никого не видели. При этом кто-нибудь устремляется в кусты и с криком "Почему я не родился бухгалтером!" вылетает оттуда. Бывало и так ,что они длительное время не выходят. Это может означать что у них были проблемы и они уничтожают информацию в черном ящике. Я так думаю. Это далеко не самый худший вариант. Хорошо , если экипаж вам уже знаком. Ребята эти суеверные и фотографироваться вместе не любят. В блокноте штурмана за последние несколько лет отмечены все выполненные заказы, координаты посадок, хороших грибных да ягодных мест, временного жилья, замеченных бочек и тд. Все это может быть чрезвычайно важно, когда вы намечаете конечный пункт высадки.
Наши без лишних эволюций плюхнулись на площадку, и было видно, как сам командир рысью движется к нам. Такого еще не бывало!
"По трассе погоды нет, еле к вам добрались. Быстрее! В Дудинке вообще мрак."
Не бывало еще такого, чтобы экипаж помогал грузиться. А уж когда комзск - да кто же мне поверит!
"Ребята, поешьте картошки, мы уже.. "
"Давайте в кабину, переливаем горючее, быстрей грузимся и ходу! - а то .."
Мне захотелось пообщаться с техником. Улучив момент, спросил –
"Бывает ли вам страшно?"
Он дернулся, отвернулся и спустя довольно длительное время ответил: -
"Да, бывало, когда на Диксоне работал. Раз в месяц бывало. Почему вы спрашиваете?"
"Потому что мне страшно каждый день."
Его лицо выразило полное удивление.
"А вы взгляните на эти горки. Видите эти террасы? Это лавовые покровы. И подниматься с одного на другой приходится по очень крутому профилю."
Он посмотрел на наш колесный вездеход канадского производства.
"Неужели это возможно?"
"Опрокинуться на спину страшно, а при спуске - еще страшней. Особенно если ,вечером прошел дождик и подморозило."
Мы еше помолчали. Я спросил –
"В прошлом году - ваши погибли ?" -
"Нет, но...."
"Это тот экипаж, который нас вывозил. Следующим рейсом и.... Они мне сразу не понравились - без спроса принялись кататься на нашем вездеходе и вообще.... А ветер был такой, что нас над Енисеем остановило. Я думал - крякнем! “
“???”
"Да у меня же мать летчицей была. На заре авиации. Да и я возле аэродрома вырос..... "
"И на....?"
"УТ-2 учебно-тренировочный…. Кабриолет Западного фронта… Три вынужденные… Жертв нет… Их готовили в НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ... Да ведь ей тогда всего 15 лет было.... Я узнал все что хотел. Спасибо, что говорил правду!"
Он отвернулся.
Я не стал ему говорить о медведях. Они и так их видят.
Началась погрузка. Здесь каждый знает ,что делать и где будет его место.
Мое место в створке с неприкосновенным запасом. Забили салон так что заползти некуда. При аварийной ситуации вертолет "ставят на горку", створки открываются и груз вываливается. К примеру - если бочка с бензином загорелась. Так пугает нас экипаж чтобы не курили. Мы делаем вид, что верим. Я при этом останусь привязанным в своей створке и не выпаду. Если бы такое произошло - обо мне скажут, что СТАРЫЙ ПОЛЯРНИК знал свое место. Обозначая место посадки, экипаж заранее знал что придется взлетать с перегрузом. Разгоняемся вдоль реки. По ходу горючее выработается и станет не столь тяжело. Точка на экране компьютера начала двигаться по карте.
Ребята впереди доедают картошку. Я слышу ритуальный крик "Жизнь удалась!" В щели между створками вижу фрагменты местности.
Кто успел по какой-то причине поссориться, еще успеет помириться. Такое домой не везут. Я знаю, что ждет меня там. Выезжая сюда, я попрощался со своим старым другом в состоянии рака четвертой стадии. И мне кажется, что сейчас у меня те же симптомы. Хочется лечь лицом вниз. Хорошо, что сейчас меня не видит никто.
Свидетельство о публикации №209083100285