Ленинградский геофизик
Фрезе Петр Александрович

ФРЕЗЕ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1844 — 1918)


Выдающийся организатор и один из первых создателей автотранспортных средств и автомобилестроения страны. Фрезе П. А. родился в С.-Петербурге в 1844 г. в семье состоятельных петербуржцев, которые своего первого сына Александра, а затем Петра определили в престижный институт — Петербургский Горный институт. Горный инженер — звание весьма почетное. Если человек хорошо трудился, то и оплачивался труд горного инженера выше других. В 1860 г. Петр Фрезе поступает в Горный институт и в 1865 г. успешно защищает диплом и возводится в чин поручика. Но молодой горный инженер П. Фрезе поступает на экипажную фабрику Эллиса К-К. Его инженерная работа не очень связана с горным ремеслом. Известно, что без организации транспорта горно-добывающий процесс немыслим. Петр Фрезе связан со строительством экипажей от карет до грузовых платформ. Вскоре умный, грамотный инженер становится управляющим, а затем и компаньоном владельца фабрики. В конце века фирма уже получила новое наименование «Фрезе и Эллис». Ее авторитет вырос и в 1893 г. ей предложили представлять Россию в экипажестроении на Всемирной выставке в Чикаго, которая приурочивалась к четырехсот-летнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. Праздник отмечался с невиданным размахом. Здесь Фрезе П. познакомился с творением Евгения Яковлева — двигателем внутреннего сгорания на жидком топливе. Оба специалиста получили за свои экспонаты брон-зовые медали. Здесь же, на выставке, два инженера решили создать свой россий-ский автомобиль. А в 1896 г. уже провели испытание своего самохода. 106 Это был красивый «мотор», как тогда называли автомобиль, имел всего мощность в полторы лошадинных силы. Первый российский автомобиль вызвал огромный интерес на Все-российской нижегородской ярмарке, он стал своего рода тараном, ко-торый пробил стену, отделяющую предпринимателей от автомобиля. Только в С.-Петербурге начали строить автомобили десятки фирм, а также в Варшаве, в Риге, Ярославле. Но заискивающее перед «загра-ницей» российское правительство установило высокие пошлины (до 90%) на все материалы, запасные детали для автозаводов и нелепо низкие пошлины на готовые автомобили. В тисках такой таможенной политики прекратили работу почти все автозаводы. Такая же участь постигла и Фрезе. Вскоре умер Яковлев Е. А. У Фрезе П. возникла идея создания регулярного автобусного движения в Петербурге, и, следовательно, строительства автобусов. Но разрешение на открытие движения по двум маршрутам было получено сроком на 3 месяца. Фрезе П. отказался, посчитав разрешение как издевательство. Возникает идея использования механических экипажей в армии. Военное ведомство предлагает Фрезе П. А. участвовать на войсковых маневрах под Курском в 1902 г. пятнадцатью самоходами для транспор-тировки личного состава пехоты. Это явилось своего рода рекламой. Почтовое ведомство в 1903 г. приобретает четырнадцать автомобилей для основания Государствен-ного автохозяйства. Новые идеи о создании безрельсового транспорта захватили уче-ного и уже в 1902 г. Фрезе П. испытывает первый троллейбус, совершен но отличающийся от современных, затем предлагает автопоезд для дви жения по Петербургу. В 1907 г. на Международной автомобильной выставке автомобиль Фрезе П., его фирма (за распространение и производство автомобилей в России) были награждены Большой золотой медалью. С 1907 по 1918 г. какие-либо материалы о его работе, о жизни этого замечательного человека — талантливого изобретателя, горного инже-нера, найти не удалось. Скончался Петр Александрович Фрезе на семьдесят пятом году жизни 24 апреля 1918 г. и похоронен на Никольском кладбище рядом с Александро-Невской лаврой.