Заморский
Ленинградский геофизик

«О пользе и вреде философии для жизни»

МЕСТО ЖИЗНИ

Я живу в стране, которая усиленно интегрируются с Европой. Во всяком случае, она так думает. Официально и статистически. В результате этой интеграции китайцы толпами фоткаются на фоне днепровских синагог, а центр города на Днепре наполнен симпатичными арабо-турецкими бородачами, снимающими украинских девиц. Банки предоставляют кредиты украинским гражданам на оформление трудовых виз за границу. Это удобно, чтобы покончить одним махом со всем. В том числе с проблемной Родиной, её безработицей, политической усталостью от постоянных и изощрённых манипуляций под выборы. Да и очень часто, это единственный выход.

На рекламном Биг-Борде полуоголённая девушка из финансового учреждения протягивает вам деньги... Взамен вы отдаёте ей сущий пустяк, как для сегодняшнего глобального рынка труда... Свою судьбу.

Это реальность в которой я живу. От былой советской промышленной славы у Днепропетровска не осталось ровным счётом ничего, кроме серпов и молотов на старинных фасадах сталинок, а лакомым артефактом, для интеграторов остался знаменитый украинский чернозём, который ещё во вторую мировую войну, наследники воинственного Гегеля, вывозили вагонами в рейх.

Среди украинского города, на одинокой украинской остановке, свободно, по-европейски развалившись, лежит пьяный негр. Это чудо интеграции я увидел однажды среди городской суеты, между судебными заседаниями и возрадовался. Это вам не банальный украинский бомж, бродящий, с целлофановыми пакетами времён оранжевой революции. Это, как ни крути, символ свободы и глобализации. Хоть и приезжий. Из просвещённой и цивилизованной Европы, давшей миру образцы демократии, прогресса, красивой жизни и конечно мировой философии. Ту, которую люблю. Особенно идея дазайна. Хоть и звучит она, для меня, советско-русского интеллигента, остатки которых еще не занесены в книгу исчезающих животных, весьма алкогольно.

Я даже помню тогда захотел поправить ему голову, этому негру, так как показалось, что вот-вот он может свалиться со скамейки, как с постамента. И только моё благоговейное к евроценностям отношение, безграничная толерантность и уважение к чужой свободе, не позволили мне это сделать. Поэтому символ успешности украинской евроинтеграции продолжил лежать, как лежал, и падал уже без меня, думающего об этом только хорошее...

Но главное сейчас даже не это, тем более что скрытый вывоз земли взамен ввоза негров, в коммерческих целях, подозрительно затих, в ожидании уже официального открытия рынка земли, и соответственно очередного периода веры в «инвестиции», и в реформы. Все готовятся прожить ещё один, пускай короткий, но период беспечности и относительного благополучия, который нам любезно предоставляет глобализация. За наши же, ресурсы.

Главное не это. Главное это потешные щоу-скандалы и междусобойчики среди украинских элит, которые не утихают, на фоне туманных реформ и дружной борьбы с коррупцией, похожей на украинский гопак. Главный мотив современного времени: «ну и дураки вы все!» - тема всякого эфира. Контент наполнен анализами. По большей части пикантностями - кто, сколько и как украл из городского, областного или государственного бюджета, а очередной президент, мелькающий на экранах, уже на высоком профессиональном уровне, предельно цинично, превращает всё это в один большой перфоманс из воздушных шариков и ответственных заявлений.

Грань шоу и реформ, вздора и реальности стёрта бесповоротно. Дозы массмедийных наркотиков - за гранью адекватности, которая уже никому не нужна. Попытки осознания реального положения вещей, как атавизм, приносит только боль и разочарование. Они вытесняется по Фрейду: поэтому на рынке бессознательных услуг полно предложений, чтоб забыться. Новые лица-кандидаты во власть и сетевые адреса спайс распространителей, на заборах отличаются друг от друга только официальностью. Наркотики и политические иллюзии, продаются и покупаются уже автоматически: бесконечные операции на общественном сознании, требуют высокотехнологичной анестезии. Пока мы можем организованно пить, курить, ходить на выборы, выпускать пар и впадать в политический анабиоз, нет проблем у современного человечества вообще. И у украинцев в частности.

Горе тому, кто попытается пробудить сознание. Он может увидеть неожиданное.

Истребители и «момент вечности»

Но как бы не были мощны глобальные институты, способные вызывать и заклинать первозданные социальные стихии, революции и войны (как и наш мистический трепет перед ними), нельзя забывать, что главная кнопка и расчёты, всё же принадлежат не им, а как ни крути Природе. Богу, Истине, Закону Вечности и пр. Назовите это как угодно. То есть тому, что каждая эпоха, познавая по своему, называя и апеллируя к нему, по-своему, признавала за Вечный Абсолют...

Один даже такой момент «вечности» мне даже запомнился ...

Это было весной 2015 года, когда в разгар начала известных событий на Украине, над Днепропетровскими хрущёвками, на очень небольшой высоте, вдруг неожиданно стали летать. боевые истребители. настоящие. Я запомнил этот день. При этом не совсем было понятно, зачем они летают. Больших военных действий тогда ещё не было и в помине, а обыватели Днепропетровска бунтовать против новых революционных властей даже не думали. Против повышения квартплаты и проезда в общественном транспорте - да, против властей - что вы!

Но полёты боевых истребителей над мирным городом выглядели более чем неожиданно. И убедительно. Поэтому на время разгорающегося конфликта, все социально-экономические проблемы, благополучно ушли на второй план.

Может это был облёт площадей для пристрелки, а может быть акция «устрашения», не знаю, но в тот обычный мирный выходной день, я ходил за картошкой. На местный рынок. Появление страшного оглушительного рёва над головой, от которого закладывало уши и дрожало в груди, заставило меня и всех посетителей маленького базарчика, куда я пришел, задирать вверх наши глупые головы.

Ревущая вечность летала над нами. Входила в новые и новые виражи, поблёскивая металлом на солнце, издавая страшный звук и оставляя огненный шлейф газа и дыма. Истребители летали так низко, что видны были даже заклёпки на крыльях, и ещё советские звёзды!. От оглушающего рёва все приседали, цепенели и затыкали уши. Нас обывателей, видевших подобное разве что только в кино, это очень впечатляло! Когда над тобой, чуть ли не задевая верхушки тополей, на расстоянии каких то 100-200 метров пролетает стальная машина смерти, о чём можно думать как не о вечности.

Я возвращался с картошкой в мрачных раздумьях. Конкретно - ни о чём. Я подумал, насколько страшно им. Тем кто заставил эти истребители летать и запугивать всех этих бабушек, собак и таких философов доморощенных как я! Демонстрация силы, это всегда элемент слабости. И неверия. С одной стороны.

С другой, я понял, а скорее с новой силой ощутил преследующую меня последнее время экзистенцию: наша жизнь, жизнь обывателей, не только в этой стране, а вообще на всей этой планете, судя по новостям и хроникам пожаров и войн, хрупка, ничтожна и не имеет, ровным счётом, никакой цены. На самом деле. Её кажущаяся размеренность и надёжность, как и необходимость кому-то, могут быть разрушены. В одночасье.

Я понял, что время тотальной хрупкости мира наступило. Давно.

Можно взять и выйти из этой маршрутки. Можно уехать из этого города и этой страны к чёртовой матери. Можно уехать в другой мир и спать там пьяным на остановках. Можно пересесть с одного глобального конвейера на другой, и в потоке миллионов таких как ты сам, обывателей, мечтающих об иной, цивилизованной жизни, надеяться, что уж именно этот маршрут привезёт тебя туда куда нужно. Но вот куда нужно, остаётся неясным. Весь мир находится в состоянии растерянности и нервного суетливого ожидания. Смысл выходить?

Да и не возможно уехать «из себя». Я отношусь к тем ретроградам, которые не могут не любить свой дом, если они вообще способны любить, даже если он разрушается и рано или поздно всё равно развалится. От времени. От истории. О усталости. От лживой и нежизненной философии людей, которая доминирует в культуре.

Сегодня, во взаимосвязанном мире, уже давно идет речь больше чем о твоей отдельной стране и тебе самом, отдельном человеке. Сегодня речь идёт о таких судьбоносных вещах, что иной раз страшно думать.

Хороший повод для философствований, не правда ли?

Конкурсная ловушка. Философское караоке?

Признаюсь, с самого начала конкурсная тема мне показалась, не то чтобы простой, сколько даже вообще пошлой и примитивной.

К примеру, вопрос трехсотлетней давности «содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов» - конкурсный вопрос Дижонской академии, на который пытался когда-то ответить ещё сам Руссо, был бы наверно более актуальным. Но в ходе работы, тема пользы и вреда философии для жизни, своей мнимой «примитивностью», оказалась не так примитивна, как кажется. Она оказалась приятно провокационна, ибо содержит много смысловых ловушек.

Конечно, первое, что бросается в глаза, для начала, это то, что тема УЖЕ предполагает наличие, у нас, неких готовых ответов, что такое философия, что такое жизнь и пр. Не говоря уже о знании пользы и вреда, как добра и зла по умолчанию!..

Ничего себе, подумал я! Сколько умов и веков, вплоть до нашего, самообольщённого «технологиями», в том числе философскими, времени, велось и ведётся дискуссий, сколько думано-передумано, и тут вдруг подавай ясность. Я решил, что задумано это сознательно. Как некий барьер. Пройти мимо него, позволит себе либо тот, кто чересчур уверен в себе и своих философствованиях на основе самопальных конструкций или существующих многочисленных академических штампов, и это сразу сделает прогнозируемым любое «творчество». Или же тот, кто, осознав всю «ясную неясность» исходных данных, будет обречён благополучно увязнуть в болоте собственных определений. Тут то ему и конец!

Отягощённый изобретательством лодки, очень быстро устанет ещё на берегу, так и не выйдя в большое философское «плавание». Такой «фильтр» значительно упрощает задачу в деле отбора, так как создаёт прогнозируемые смысловые ряды, которые давно имеют свои изученные интенции, аналогии, стереотипы, и в которых, профессионалу, можно будет разобраться одним беглым взглядом.

А если ещё учесть, что в конкурсном задании утверждается о их (пользы и вреда) одновременном (!) сосуществовании, то кто, скажите Бога ради, не расшибёт лоб, о такую антиномию? Уверен, большинство будет говорить о диалектике любого явления, в том числе философии и на этом философия обычно стандартно заканчивается.

Прикинув, что всё это хорошо, но слишком просто, я стал искать ответ в причине темы, в её симптоматичности, как для нашего времени. В самом деле. В самой теме, по сути, декларируется фактическая и практическая шаткость предмета, утрата ею всяческой почвы как института РЕАЛЬНОГО знания, её связи с задачами непосредственной жизни! И эта безосновательность так же очевидна, как и неожиданна. Никто ведь не проводит открытые конкурсы на тему, «что вы думаете о последних ракетных двигателях»? или «как нам победить рак?» или «как покорить плазму»? Эти вопросы требуют как минимум знания специфики предмета. А вот в философии можно. Тут всё как в первый раз. Получается, что философия, исходя из заявленной темы, сама находится (который раз!) на экзистенциальной грани своего бытия и небытия! Вряд ли тема подбиралась наобум.

Опять же, подумал я, если относиться к теме с полной серьёзностью, как к искренне заданой (а не постмодернистски анархично и эстетски), то каков смысл в наших обыденных ответах для уважаемых учёных из комиссии? Если даже ОНИ точно не знают, то, что им могут нового и хорошего сказать те, для кого философия - хобби под водочку? Что случилось, что профессионалы стали, нуждаются в любителях? Я верю, что подобные конкурсы, вряд ли проводятся из праздного любопытства. А искренность меня всегда подкупала. С одной стороны очень искренний вопрос. С другой... Не слишком ли нарочито саморазоблачение, для философии, при такой постановке проблемы?


[продолжение]